Святые



Иосиф Волоцкий (Волоколамский), преподобный

  
Ф.И.О.:  Санин Иоанн
  

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Житие

прп. Иосиф Волоцкий
прп. Иосиф Волоцкий


Иосиф Санин, первый игумен Волоколамского, им самим созданного, монастыря. Родился Иосиф в 1440 г., ноября 12-го, близ города Волоколамска, в селе Язвище, и при крещении назван Иоанном. Это село, Язвище, дано было в поместье деду его, Александру Сане, перешедшему на службу в Россию из Литвы. Иоанн обучался в Волоколамске в Крестовоздвиженском монастыре, а в монашество под именем Иосифа он был пострижен преподобным Пафнутием, игуменом Боровским, чьим учеником был Иоанн в течение 18-ти лет. По кончине Пафнутия игуменом избрали Иосифа. Он хотел ввести между братиею общежительный устав, но как никто из монахов на это не соглашался, то Иосиф удалился навсегда из Боровского монастыря и пришел в Волоколамск, где с согласия князя Бориса Васильевича Волоколамского основал в 1479 г., июня 6-го, в лесу близ Волоколамска особую пустынь на общежительных правилах и собрал братии до ста человек. Строгость жития, для всех равного, а особливо попечение о неимущих и больных, для которых устроил Иосиф подле монастыря особый двор, известный под именем Богородичной обители, прославили его братство. Каменный храм во имя Успения Богоматери сооружен Иосифом в 1485 году. Иосиф известен в церковной Русской истории ревностью, направленной на опровержении жидовской ереси. Ересь сия, получившая начало в Новгороде (в 1471 г.) от некоего жида, именем Захарии, потом достигла и Москвы, соблазнив многих, не только простолюдинов и бояр, но и знатнейших духовных особ и даже часть великокняжеского дома. Иосиф первый начал писать убедительные письма к православным архиереям и сочинил жаркие обличения на самих еретиков. Он смело приступил к самому великому князю и обрисовал ему опасность, грозящую Церкви. Геннадий, архиепископ Новгородский, описал также все буйства, происходящие в епархии его от жидовствующих. Тогда великий князь повелел быть собору, на котором присутствовал вместо него сын, князь Василий, ревностно вступившийся за Церковь. Иосиф настоятельно требовал казни для еретиков, за что сам подпал нареканиям в жестокости. Наконец, еретики преданы были анафеме, а главные из них гражданскому наказанию. Обстоятельную историю о начале, распространении и о следствиях этой ереси сочинил сам Иосиф, и сверх того - 15 обличительных слов на все ея учение. По важности описываемого случая и самого предмета Иосифовой книги, она была прозвана от всех Просветителем, и под сим именем более известна. В XIV и XVI частях древней Российской Вивлиофики (изд. 2) напечатана выписка из Иосифовой истории о ереси и содержание всех 15-ти слов его, взятое из 3-го послания Игнатия, митрополита Сибирского, на Сибирских еретиков. Но самая книга Иосифова, с принадлежащими к ней же разными посланиями, остается доныне только в рукописях и находится в Патриаршей, Новгородской Софийской, Александро-Невской академической и других библиотеках. Другой замечательный случай из жития Иосифа Санина - это распря и суд его пред Московским архиерейским собором с Новгородским архиепископом Серапионом. Повод к тому подал Волоколамский удельный князь Феодор Борисович, требовавший от Иосифа частых угощений. Иосиф на это прямо ответил жалобою Всероссийскому митрополиту Симону и самому великому князю, который и принял монастырь его в непосредственное свое ведомство, а Волоколамскому князю от ведения монастырем отказал. Князь Феодор в отместку принес жалобу на Иосифа епархиальному его начальству, архиепископу Новгородскому Серапиону. И хотя Санин извинялся перед владыкою чрез посланного, но Серапион извинения не принял и отправил на игумена неблагословенную и отлучительную грамоту. Иосиф принес великому князю и митрополиту жалобу, из-за которой назначен был в Москве собор, и на оный призван был Серапион, который, однако же, не хотел давать собору никаких ответов, за что сам был от епархии отлучен и сослан в Сергиев монастырь, где и умер, успев примириться перед кончиною с игуменом Волоколамским. Всю историю спора и оправданий своих сам Иосиф описал пространно в послании своем к боярину Челядину. Оно находится в Новгородской Софийской библиотеке. Сверх того, в Патриаршей библиотеке есть еще особая, сим же отцем сочиненная, книга под названием "Устав Иосифа Волоколамского монастыря", а несколько грамот и духовных его завещаний напечатано в вышеупомянутых частях древней Российской Вивлиофики. В Волоколамском монастыре доныне сохраняются многие собственноручные его рукописи, между коими замечательная Триодь Постная, списанная им в 6998 (1490) г. Игумен Иосиф преставился в 1516 г., сентября 9-го, 76-ти лет от рождения. Он причислен к лику святых Московским собором 7087 (1579) года, декабря 20-го, который повелел совершать ему службу в монастыре. На соборе, последовавшем в 1591 г., июля 1-го, служба, составленная в честь прп. Иосифа, была освидетельствована патриархом Иовом, внесена в Минеи и празднуется теперь повсюду. Мощи его почивают под спудом в соборной церкви Волоколамского монастыря, в раке, обитой серебром с позолотою. Церковь совершает память Иосифа сентября 9-го. Житие его описано кратко в Прологе, а обстоятельно - в надгробном слове ему, сочиненном сродником и учеником его, Досифеем, а также особо - учеником и пострижеником Иосифовым, Саввою, епископом Сарским и Подонским. Списки сих жизнеописаний находятся в Новгородской Софийской библиотеке. Досифей в похвальном своем слове среди всего прочего пишет, что прп. Иосиф игумен в 7014 (1506) г. построив каменную в своем монастыре колокольню, поставил на ней боевые часы.

 
Должности и места служения

игумен
Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьев Боровский

15 век   -  
15 век
  
  

игумен
Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Волоколамский Иосифов (ставропигиальный) (мужской)

15 век   -  
16 век
  
  

Web-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc., 1996-2014
Все права © Благотворительный фонд "Русское Православие"